Статьи

Защита интеллектуальной собственности: товарные знаки

22 марта 2016 в 13:34

Под товарным знаком (маркой) подразумевают обозначение, которое используется для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Владелец товарного знака может распоряжаться ним по собственному усмотрению и запрещать использовать его другими лицами. Право на товарные знаки является одной из утвержденных на законодательном уровне форм интеллектуальной собственности.

Проблемы защиты прав


Необходимость в защите товарного знака возникает сегодня довольно часто, так как отдельные неизвестные фирмы или недобросовестные производители желают выдать свой товар за продукцию более известных компаний. Существуют следующие формы нарушения такого права:
  1. Предложение к реализации продукции с товарным знаком, который используется без разрешения его правообладателя.
  2. Размещение знака на этикетках, таре или самой продукции, которая демонстрируется на различных выставках или предлагается к реализации.
  3. Использование его без соответствующего разрешения правообладателя при осуществлении работ или предоставлении услуг.
  4. Размещение знака без разрешения правообладателя на документах, касающихся введения продукции в оборот.
  5. Использование знака без разрешения в предложениях о реализации продукции, оказании услуг, в рекламе и объявлениях.
  6. Использование без разрешения товарного знака в сети "Интернет".
  7. Хранение товаров с чужим товарным знаком, если они предназначены для последующей реализации или демонстрации на выставках, ярмарках.
Главным превентивным методом защиты товарного знака является его регистрация. Специальный государственный орган выдает владельцу знака Свидетельство, которое является подтверждением права собственности и используется при возможных судебных разбирательствах. Если же правообладатель обнаружил зарегистрированный схожий товарный знак, то он может подать заявление в отдел экспертизы ФГБУ ФИПС.

Защита прав на товарные знаки


Самое частое нарушение в области товарных знаков - это продажа продукции с маркировкой, которая максимально похожа уже на зарегистрированный знак. Предусмотрены следующие формы защиты права на товарный знак:
  1. Административный порядок. Он не учитывает возможности возмещения финансового ущерба правообладателю. Защита прав выполняется Антимонопольной службой, Палатой по патентным спорам и органами таможни.
  2. В судебном порядке. В суде может рассматриваться гражданская или уголовная ответственность за данное нарушение, в том числе с возмещением финансового ущерба. С подобными вопросами следует обращаться в суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские.
Чтобы грамотно представить свои права в судебном порядке, необходимо собрать документы и доказательства нарушения права интеллектуальной собственности. Действия выполняются в таком порядке:
  1. Выявление контрафактной продукции.
  2. Уведомление адвокатов.
  3. Исследование схожести упаковки продукции с наименованием и ее оформлением.
  4. Покупки пары образцов схожей продукции.
  5. Предоставление документов и вещественных доказательств, а именно чека покупки, информации о продавце и месте его деятельности, заключение дизайнеров о схожести товара, а также итогов соцопроса других покупателей.
  6. Отправка письменной претензии изготовителю и продавцу схожего товара.
  7. Подача заявления в суд.
Право на защиту интеллектуальной собственности имеет каждый владелец зарегистрированного товарного знака. Правообладатель может обратиться в суд с требованием о пресечении действий по нарушению его прав, возмещении финансовых убытков и изъятии контрафактной продукции.